+7 (977) 966 82 56


Гандуша – процедура удержания масла во рту.

Гандуша – процедура удержания масла во рту.
Собственно процедурой Гандуша называется удержание во рту масла. Для этой цели можно использовать не только масло, но и многие типы жидкостей, исходя из желаемых преимуществ.
Аюрведа объясняет 2 типа подобных процедур.
Гандуша - это масляное удержание. (Хотя используются и другие жидкости, кроме масел). Здесь нет полоскания. Жидкостью наполняется рот и удерживается определенное время. Гандуша предполагает невозможность осуществлять движение жидкости во рту, поскольку набрать ее нужно столько, чтобы в ротовой полости практически не осталось свободного пространства (ниже указаны точные дозировки). Такая техника, обеспечивая механическое давление на слизистые рта, горло и слюнные железы, повышает проницаемость сосудов, способствуя лучшему впитыванию лекарства, усиливает кровообращение и стимулирует активную выработку слюны, чье обеззараживающее свойство считается одной из причин положительного воздействия гандуши на поддержание гигиены рта.
Кавала - это полоскание рта маслом. Для ее выполнения жидкости берется меньше, и она может иметь более насыщенную консистенцию. В целом же составы для кавала грахи пересекаются с теми, что используются при гандуше. Используется при лечении заболеваний шеи, головы, ушей, рта и глаз. При избыточном слюноотделении, заболеваниях горла. При сухости во рту и тошноте. При ступоре, отсутствии аппетита, при рините.

Многие знают и практикуют Гандушу как часть диначарьи – ежедневных процедур.
Гандуша действенный инструмент в терапии патологий ротовой полости, что включает в себя заболевание зубов, десен, губ, языка, нёба, гортани. В частности, она рекомендована при таких проблемах, как: воспаления, нагноения, парадонтит, кровоточивость десен, кариес, хрупкость эмали или повышенная чувствительность зубов. Существует большое множество составов для гандуши, и можно сказать, что это одна из наиболее адаптивных процедур для решения разнообразных терапевтических задач.
Различные жидкости, используемые для гандуши:
• Жиры – масла растительные, топленое масло (гхи), молоко.
• Мед с водой
• Ферментированные каши и зёрна
• Мясной бульон (относится к масляной гандуше)

Жидкости могут быть приготовленными или сырыми, их можно смешивать с травяной пастой и должно быть комфортно удерживать их во рту.
Например. Паста из семян кунжута с водой. Столовая ложка семян кунжута превращается в пасту, добавляется в чашку теплой воды, и используется для полоскания. Это полезно для снятия ощущения покалывания в зубах, слабости зубов, заболеваний ротовой полости, вызванных Ватой.
Этот же состав рекомендован при шатающихся (патологически подвижных) зубах, однако в этом случае вода должна быть прохладной, а не теплой, чтобы обеспечить стамбхану – действие, вызывающее устойчивость/неподвижность. «Шарангадхара-самхита» рекомендует для укрепления шатких зубов добавлять в кунжутное масло соль саиндхаву.

В главе «О диначарье» «Аштанга-санграха-самхиты» (Сутрастхана, 3/15) сказано:
«Благодаря масляной гандуше не будет трещин и шершавости губ, сухости в ротовой полости, болезней зубов, нарушений голоса (охриплости, осиплости, слабости). Тем, кто страдает от при болезненной и/или повышенной чувствительности зубов, и других болезней ротовой полости, вызванных вата-дошей, следует постоянно (ежедневно) делать гандушу с кунжутным маслом или мясным бульоном.». Масляная гандуша, также подходит тем, кто здоров, т.е. применяет гандушу в  профилактических целях.

• Полоскание кунжутным маслом (можно использовать ежедневно) полезно для силы челюстей, глубины голоса, отличных вкусовых ощущений и хорошего вкуса еды. У человека не будет ни дряблости лица, ни сухости в горле, ни трещин на губах; его зубы никогда не разобьются кариесом и будут глубоко укоренившимися; у него не будет ни зубной боли, ни боли от кислой пищи; его зубы могут жевать даже самую твердую пищу. Чарака Самхита Сутрастхана 5.
• Топленое масло и молоко полезны для удержания, когда есть местное или общее ощущение жжения, язвы и раны, вызванные инородными телами, ядовитыми ранами, щелочами (кшара) и ожогами.
• Мед – (медовая вода) снимает липкость/слизистость во рту, быстро заживляет язвы, снимает чувство жжения и жажды, и также полезна для быстрого заживления язв в полости рта.
• Удержание во рту теплой воды вызывает легкость и очищает ротовую полость. Процедуру полоскания рта тёплой водой проделывает большинство из нас после чистки зубов. Эта процедура выделена в отдельный вид ухода за ротовой полостью, который называется кавала (полоскание).

В трактатах упоминается растение аримеда, давшая название лечебным маслам – «Аримедади», «Аримедас», «Валия аримедас», которые часто назначаются при заболеваниях ротовой полости. Аримеда входит в состав данных масел, показанных при заболевании зубов, потемнении/дефектах эмали, воспалении десен, вызванных бактериальными процессами, плохом запахе, жжении во рту и др.

Методика выполнения процедуры (Аштанга-санграха Сутрастхана, 31/5) -
• Человек должен сидеть в месте, где нет ветра, но при умеренном солнечном свете. Как и большинство процедур, гандуша, особенно масляная, должна проводиться в условиях, обеспечивающих защиту от сквозняков и холода. Если гандуша проводится вне помещения, это должно быть безветренное, освещенное солнцем/теплое место. Подчеркивается, что внимание практикующего гандушу должно быть полностью сосредоточенно на происходящем, и он должен находиться в комфортном положении. Этим обеспечивается отсутствие напряжения и ненужной активности в теле и в уме во время осуществления процедуры.
«И прежде следует сделать тому (кто совершает гандушу) прогревание и массаж/разминание – таким образом, в ротовой полости возбужденная/потревоженная капха проявляется».
• Перед процедурой гандуши рекомендуется сделать прогревание и массаж. Его плечи и шею следует массировать простым кунжутным маслом или  лечебными маслами (Маха Нараяна, Бала Ашвагандхади, Кширабала). Массаж можно проводить в течение 5-10 минут. Подразумевается легкий массаж в зонах передней части шеи, щек и лба. В «Аштанга-хридае» в зону для массажа и прогревания также включается плечевой пояс.
• «…с прогретой и размятой зоной горла, щек, лба…»
После легкого массажа сделайте прогревание. Это может быть просто умывание лица и шеи горячей водой, или вытирание лица полотенцем, смоченным в горячей воде, или обработка лица паром. Во время прогревания глаза следует прикрывать холодной тканью.
• После прогревания производится удержание масла. Держа лицо слегка приподнятым, следует держать жидкость во рту (не глотая) до тех пор, пока рот не наполнится капхой (мокротой / слизистой жидкостью) или пока из носа и глаз не начнется выделение жидкости. Обычно это занимает от 5 до 20 минут. Здесь описана рекомендуемая позиция головы для проведения гандуши. Если гандуша проводится сидя, пациенту обычно предлагают опереться затылком на спинку стула, слегка запрокинув голову назад. Этим также достигается постоянный контакт удерживаемой во рту субстанции с молярами нижней и верхней челюсти.
• Затем содержимое рта выплевывается.

Смысл данных предварительных действий состоит в том, что, возбуждая капху и выводя ее из стабильного состояния, они способствуют ее выходу в «открытое пространство» ротовой полости в виде секрета слюнных желез. При проведении гандуши по медицинским показаниям прогревание и местный массаж (с использованием масла) являются обязательной частью процедуры.
В обычной повседневной гандуше этот этап, как правило, пропускают, хотя легкое прогревание с помощью смоченного горячей водой полотенца занимает немного времени, и при этом значительно повышает эффективность процедуры. Нужно помнить, однако, что прогревание и массаж не делаются в острой фазе воспаления, при кровотечениях и во всех остальных случаях, когда они противопоказаны.

Подбор дозы – объема удерживаемой жидкости
Средняя ротовая полость человека вмещает порядка 150 мл. Интересно, что в классических текстах мы видим очень гибкий подход к определению дозы («Аштанга-санграха», Сутрастхана, 31):
«Наилучшая, средняя и наименьшая/минимально допустимая доза жидкости – ротовая полость, наполненная наполовину, на треть и на четверть соответственно».
В то же время мы видим, что даже самая большая доза предполагает наполнение ротовой полости только наполовину: оставшаяся половина резервируется для наполнения капхой – выделяемой во время процедуры слюной.

Также делается различение в дозе для двух видов процедур:
«Та, которую можно перемещать во рту, называется мерой кавала грахи; та же, которая не перемещается, именуется мерой гандуши».
При гандуше лекарственная субстанция в ротовой полости находится в состоянии покоя, поэтому ее берут больше, чем для кавалаграхи. Для последней объем лекарства должен быть таким, чтобы можно было совершать его свободное перемещение внутри ротовой полости:
«А при кавалаграхе же попеременно между двумя щеками и горлом следует перемещать [набранный объем]».

Время удержания и количество повторов
«И должна удерживаться, покуда тот (кто выполняет гандушу) c полными щеками капхи, текущим носом, глазами [не станет]».
Реакции самого тела – полностью наполнившийся слюной рот, увлажнившиеся глаза или истечение из носа – должны просигнализировать, что содержимое можно выплюнуть, и при необходимости, например, если остались загрязнения, набрать новую порцию отвара, масла и т.д. Обычно указанные реакции наступают в пределах 5-7 минут, но могут быть индивидуальные отклонения в большую или меньшую сторону.
Количество повторов определяется индивидуальной необходимостью, в зависимости от конкретной ситуации «Аштанга-санграха» рекомендует сделать три, пять или семь повторов.

Симптомы чрезмерности или недостаточности процедуры
Если гандуша или (кавалаграха) выполняются в надлежащей манере (правильная доза, правильное время удержание и количество повторов), свидетельством этого будет здоровое состояние человека, то есть на фоне общего хорошего самочувствия должны уйти симптомы заболевания ротовой полости, если они были.
Когда присутствуют такие симптомы, как: слабость/апатичность, ухудшение способности воспринимать вкусы, потеря аппетита, избыточное слюноотделение, налет на языке, слизистых и др., это свидетельствует о недостаточности терапии.
Сухость во рту, язвочки/ранки, ощущение усталости, отсутствие аппетита, ускоренное сердцебиение, ослабленный голос, звон в ушах, напротив, свидетельствуют о чрезмерных усилиях в проведении процедуры.
И в первом и во втором случае проводится соответствующая возникшей симптоматике терапия.

Завершающий этап
В последовательности действий диначарьи за гандушей следует дхума – вдыхание лекарственного дыма, которая в числе прочих эффектов позволяет компенсировать возбуждение капхи, спровоцированное проведением гандуши. Если вы не практикуете дхумапану, нужно как минимум по окончании процедуры  масляной гандуши хорошо прополоскать рот теплой водой, чтобы убрать остатки масла.

Противопоказания
«Йогаратнакара» (гл. 1):
«[Гандуша] не должна практиковаться теми, у кого отравление, обмороки/потери сознания, алкогольная интоксикация, тканевая дистрофия, склонность к кровоточивости, при сильном истечении из глаз (конъюнктивит и др.), истощении (в связи с травмой, болезнью и проч.), избыточной сухости (в том числе слизистых)».

Этот абзац часто интерпретируют как противопоказания для гандуши с теплой водой (и прочими подогретыми субстанциями), однако многие перечисленные состояния в целом выглядят как плохо совместимые с этой процедурой.
Однозначным противопоказанием для гандуши является детский возраст до 5 лет.

(Автор статьи Гвоздова Анна. В статье использованы материалы статей д-ра Хеббара и А. Головинова)